Сами Юсуф: «Я в Самарканде чувствую себя как дома» — Anons.uz
Знаменитости27 августа 20221806

Сами Юсуф: «Я в Самарканде чувствую себя как дома»



Знаменитый британский композитор и исполнитель традиционных песен Сами Юсуф, выступивший на открытии Международного туристического центра «Silk Road Samarkand» ( «Великий шёлковый путь»), рассказал ANONS.uz о своих взглядах на музыку, творческом пути и планах.

Сами Юсуф: «Я в Самарканде чувствую себя как дома»Фото: Мухиддин Али

Вы в Самарканде впервые. Какое впечатление произвёл на вас город?

 

Сами Юсуф: Я люблю читать, меня всегда интересовали различные традиции, культуры. Поэтому знал о Самарканде с самого детства, ведь он находился в самом сердце «Шёлкового пути» и впитывал в себя традиции и обычаи многих народов. Этот город очень созвучен моей музыке, которая тоже представляет собой смешение культур тех стран, по которым проходил этот маршрут. Так что можно сказать, что знания о Самарканде отразились и на моём творчестве.

 

Однако, когда я приехал в Самарканд, увиденное превзошло все мои ожидания. Даже не представлял, насколько он красив. Ведь одно дело, рассматривать фото невероятного качества. Думаешь, что такой эффект — результат фильтров или специальной обработки. Но оказалось, что все действительно именно так. Поэтому этот город должен увидеть каждый. Каждый! Независимо, откуда вы, из какой страны, вы должны приехать и увидеть это невероятное чудо воочию. Красота Самарканда несравнима ни с чем.

 

Ваш отец музыкант. Повлиял ли он на ваш выбор тоже стать музыкантом?

 

С. Ю.: Я думаю, любой отец-музыкант будет стараться отговорить своих детей идти по его стопам, потому что мы все знаем, что в музыке, актёрстве и вообще в творчестве много не заработаешь. Это нестабильная работа. Поэтому мой отец, будучи эмигрантом в Великобритании, старался внушить мне, что лучше стать инженером, юристом или врачом. Для него это означало стабильность. И, откровенно говоря, я тоже хотел того же. Вращаясь в музыкальном мире с очень юного возраста, я имел возможность увидеть эту индустрию не с самой лучшей стороны. В итоге я стал учиться на юриста и планировал получить диплом по этой специальности. Но у судьбы на меня были другие планы. При этом, на самом деле я не считаю музыку своей работой, это — моя жизнь. Я ею и дышу, и питаюсь, особенно традиционной. Мой отец с детства формировал мои вкусы. Он обучил меня различным традиционным музыкальным направлениям, таким как маком, дасгох и мугам, а также познакомил с классической музыкой, в том числе и западной. И все же моей любовью стала традиционная музыка.

 

Ваши знания о восточной музыке очень обширны. Что вы можете сказать об узбекской музыкальной культуре?

 

С. Ю.: К узбекской музыке я отношусь с большой любовью. Например, шошмаком, как и мугам в Азербайджане — это культурное, духовное, философское наследие, это ДНК народа, священная память людей, которая передаётся через эти мелодии.

 

Шошмаком — это не обычные звуки. Они требуют нашего внимания, наших знаний. Не то что поп-музыка, лёгкая для прослушивания, доступная для понимания любого. Я не хочу показаться неуважительным, но поп-музыка примитивна, как фастфуд. В то время, как в шошмакоме есть некая святость. И корни этой музыки уходят в глубокую историю.

 

На церемонии открытия Международного туристического центра «Великий шёлковый путь» прозвучали ваши песни на узбекском языке. Как вы восприняли такой опыт?

 

С. Ю.: Мне очень понравилось. Я заметил, что в узбекском языке нет некоторых звуков, которые усложняют пение, поэтому песни звучали очень мелодично. Я получил удовольствие от исполнения.

 

На самом деле мы исполнили только одну песню под названием The Center. Я написал её еще в 2014 году. Для мероприятия мы специально сделали версию этой песни на узбекском языке в сопровождении филармонического оркестра и традиционных народных инструментов. Это было прекрасно.

 

Я открыт для дальнейшего сотрудничества и работы с узбекскими маэстро. Как уже сказал, я ощущаю близость с вашей культурой и народом, поэтому в качестве композитора, музыкального режиссера готов сделать целый музыкальный проект, чтобы понести узбекскую национальную музыку в мир. Она достойна звучать в Королевском Альберт Холле, или Карнеги Холле в той же Великобритании.

 

 

У Вас огромная аудитория по всему миру. Как вы считаете, что объединяет всех этих людей?

 

С. Ю.: Это сложный вопрос, но я думаю, многое связано с ценностями, которые несёт в себе музыка. Например, в традиционной музыке присутствует огромное чувство уважения, которого нет в современной музыке, особенно в поп-музыке. Для меня уважение тоже очень много значит. Это то, что я сам ценю, и моя музыка отражает эти мои ценности. Для меня большое благословение и честь, что моя музыка находит отклик в сердцах людей.

 

В Узбекистане у вас тоже достаточно много поклонников. Может быть, Вы хотели бы обратиться к ним?

 

С.Ю.: В первую очередь я хотел бы их поблагодарить. Спасибо вам большое. Рахмат. Для меня огромная честь быть и выступать в вашей стране. И у меня есть огромное желание дать свой концерт именно в Самарканде, в «Вечном городе». По моему мнению это идеальная площадка: прекрасная атмосфера, невероятная фантастическая архитектура, хорошая акустика. Я бы лучше десять вечеров подряд выступал здесь, чем один вечер на громадной концертной сцене. Ведь моя музыка традиционна — это задушевный диалог со слушателем. А на арене вы далеки от музыки, от звука, от артиста. И я бы очень хотел вовлечь в своё выступление узбекских музыкантов. Я очень надеюсь на очень скорую встречу со своими слушателями. Иншаллах.

 

Вы — азербайджанец, родились в Иране, живёте в Великобритании. Как вы себя идентифицируете?

 

С.Ю: Я в замешательстве (смеётся). На самом деле, я счастлив, что у меня такие корни. Знаете, азербайджанцы — тюрки. Этнически я себя считаю азербайджанским тюрком. Но в то же время нужно быть осторожным и не сильно привязываться к каким-то названиям, поскольку это может создать клановость и впоследствии отрезать от всего мира, привести к чрезмерно раздутому эго.

 

Я очень люблю свои корни, люблю азербайджанскую музыку и культуру, одновременно с этим, так как я вырос в Великобритании, я люблю эту страну, это мой дом. Однако, приехав в Самарканд, я и здесь ощутил себя, как дома. С этим городом меня словно связывают необъяснимые узы — культурные, музыкальные, даже несмотря на то, что ваш язык сложный для моего понимания. Я думаю, что когда кто-то несёт в себе такое богатое наследие культур, это может означать только что-то хорошее.

 

Вы сказали, что никакой отец-музыкант не будет настаивать, чтобы сын пошёл по его стопам. Но если такое случиться, вы одобрите?

 

С.Ю.: У меня пока нет детей, так что рано об этом говорить. Но зато у меня есть семь кошек. Среди них — восточный короткошерстный, и он поёт целыми днями (смеётся).

 

Вас окружает множество людей. Среди них есть тот, с кем вы можете просто быть собой, расслабиться поговорить — друг и собеседник, равный вам?

 

С. Ю: Наверное, это моя супруга. Мне очень повезло с женой. Вы знаете, бывает так, что супруги любят друг друга, но они очень разные. Мы и любим друг друга, и являемся единомышленниками. Мы с ней лучшие друзья. И это счастье, если ты встретишь в жизни человека, с которым хотелось бы разделить свою жизнь, с кем тебя объединяет настоящая дружба — это благословение свыше, конечно же.

 

 

Творчество невозможно без развития. Какие новые планки вы ставите перед собой?

 

С. Ю.: Если бы я не считал, что то, что я делаю, имеет ценность для мировой музыки, я бы не стал этим заниматься. Мы живем в эпоху, когда господство западной музыки или поп-музыки огромно, в то время как традиционной не хватает. В 50-60 годы прошлого века все было немного иначе, потому что музыкальной индустрией управляли меломаны. А сегодня ею правят бухгалтеры, бизнесмены. И они ищут крючки, которые могли бы зацепить публику в первые 5 секунд не брезгуя ничем. Я же стараюсь постоянно подниматься на более высокий уровень. Для этого сотрудничаю с музыкантами, которые лучше меня, окружаю себя людьми, которые в духовном развитии достигли больших успехов, чем я, и вообще лучше меня во всех смыслах. Никогда нельзя думать, что ты лучший, всегда есть тот, кто может тебя превзойти, о чём ни шла бы речь. Важно постоянно помнить про «адаб» — этикет и скромность. Наши исламские и суфийские традиции призывают обуздывать своё эго. Именно на это я и ориентируюсь.

 

Назовите, пожалуйста, три причины посетить Узбекистан.

 

С. Ю.: О, я могу назвать гораздо больше. В первую очередь, это уникальный опыт. Знакомство с архитектурой — такого вы не увидите больше нигде, ни в каком музее. В Узбекистан нужно приехать, чтобы почувствовать гостеприимство, узнать прекрасных людей, увидеть невероятные достопримечательности.

 

Приезжайте сюда за музыкой, культурой, искусством. Уверен, что есть увлекательная ночная жизнь. Здесь происходит столько всего интересного. Я точно вернусь сюда в качестве туриста со своей супругой.

знаменитости

Также вам может быть интересно

Тейлор Свифт вошла в список миллиардеров Forbes
Знаменитости

Тейлор Свифт вошла в список миллиардеров Forbes


Певица стала первым музыкантом, достигшим статуса миллиардера только за счет музыки.
Анджелина Джоли объявила об открытии собственного дома моды под названием Atelier Jolie
Знаменитости

Анджелина Джоли объявила об открытии собственного дома моды под названием Atelier Jolie


Под этим брендом актриса планирует выпускать одежду, украшения и товары для дома.
Близкие Стива Джобса создали цифровой архив, посвящённый его наследию
Знаменитости

Близкие Стива Джобса создали цифровой архив, посвящённый его наследию


На сайте скоро появятся исторические материалы, касающиеся Стива, в том числе и те, которые ранее не публиковались. Также организация будет создавать программы, стипендии, коллекции и партнёрства, отражающие ценности основателя Apple.
Павел Дуров поделился списком из недооценённых и переоценённых вещей в нашей жизни
Знаменитости

Павел Дуров поделился списком из недооценённых и переоценённых вещей в нашей жизни


В честь своего 37-летия основатель Telegram и «ВКонтакте» традиционно поделился жизненными советами.