С 17 по 23 апреля в Милане пройдет 23-я Международная выставка Triennale Milano. В её рамках состоится первая публичная презентация выставки Tashkent Modernism. Index, инициированного Фондом развития культуры и искусства Узбекистана совместно с агентством Grace.
В подготовке проекта приняли участие международные специалисты в области архитектуры, истории, эксперты по сохранению культурного наследия, включая Политехнический университет Милана, Бориса Чуховича и Laboratorio Permanente. Цель выставки — задокументировать, интерпретировать и сохранить модернистскую архитектуру Ташкента.
На примере изображений и нарративов выбранных исследователями 20 зданий города, выставка исследует ключевые темы, связанные с архитектурной, социальной и культурной историей Ташкента и текущим состоянием памятников культурного наследия. Советский модернизм Ташкента показан как уникальное художественное, культурное и социальное явление, способное адекватно отразить специфический характер «советской модернизации» в Центральной Азии. Проект отражает колониальные, постколониальные и одновременно деколониальные аспекты советского социального и культурного эксперимента. После Второй мировой войны Ташкент был назначен столицей Советского Востока, витриной социализма на Востоке.
Выставка состоит из двух переплетающихся между собой частей: фотографиями Армина Линке и архивной документацией, раскрывающей исследовательские нарративы и стратегии сохранения памятников модернизма.
Фотографии Армина Линке нацелены не на увековечение красоты ташкентского модернизма, а на выявление его современной ценности. Аналогично понятию «современности» Агамбена, определяемому как «отношение к (своему) времени, которое придерживается его через смещение и анахронизм», эти здания, возведенные в период с 1960-х по начало 1990-х годов, воспринимаются как мощные метафоры для переосмысления современного Ташкента.
Вторая часть — архив, который включает в себя фрагменты исследовательских материалов, аналитических и процессов сохранения. Исходя из состояния конкретного здания, раскрываются ключевые темы для понимания советского модернизма: отношения между центром и периферией; роль институтов; типологические, технологические и материальные эксперименты; конкуренция между республиками; идеология, ориентализм, трансформации после независимости и современное состояние. Архив также ясно иллюстрирует репертуар стратегий сохранения культурного наследия, которые были разработаны специально для Ташкента.
Первый шаг в реализации усилий по сохранению — это обеспечить защиту выбранных зданий, включив их в национальный список памятников и описав их значение. Аналогично, сохранение и модернизация одного из изученных зданий — бывшего Дома отдыха Республики, который станет новым Французским центром и центром по реставрации искусства. В ближайшее время Центр перейдет в фазу строительства. Наконец, будет разработан культурный (модернистский) маршрут, связывающий современные здания города, который будет доступен при помощи мобильного приложения.
В рамках Triennale Milano состоится публичная программа по выставкеTashkent Modernism. Index. Она расширит ключевые темы, затронутые выставкой, через серию бесед и лекций. 19 апреля состоится публичная дискуссия с участием исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства Узбекистана Гаянэ Умеровой, а также Рема Колхаса и Жана-Луи Коэна. Модератором выступит архитектор, соучредитель и директор Grace, координатор проекта Modernism XX/XXI Екатерина Головотюк. Участники дискуссии обсудят ключевые вопросы исследования и возможности по сохранению культурного наследия модернизма.
Комментарии